Что нужно знать, чтобы создать текст, который, как гипноз, подчинил бы читателя вашему образу мыслей? Об этом как раз и написана данная глава. В ней вы найдете некоторые сведения, которые помогут вам написать убедительную, воздействующую на читателей рекламу.

Нужно знать, чего вы хотите

Прежде чем за что-либо браться, нужно иметь четкое представление, чего вы хотите достичь. Какова ваша цель? Какие перед вами стоят задачи? Каких конкретных действий вы ждете от читателей после того, как они прочтут ваше объявление? Какими должны быть результаты вашей рекламы?

Эмоциональное обращение к читателям

Вспомним 60-е годы, когда Рой Гарн написал книгу "Волшебная сила эмоционального обращения". Книга не оставляет читателей равнодушными, заставляет их думать. Постарайтесь достать ее — в ней вы найдете много интересного о том, как создавать рекламные тексты, которые нравятся людям и которые всегда читают с увлечением.

Исходное положение Гарна заключается в том, что все люди, включая вас и меня, чем-то постоянно озабочены. Что-то постоянно не дает вам покоя. Вы беспокоитесь из-за денег, работы, детей, знакомых, из-за того, что ждет вас в будущем, и т.д. Или, может быть, вы постоянно думаете о новом кино, которое вы хотели бы посмотреть, о своем здоровье, о сексе - о чем угодно. Даже сейчас, когда вы читаете эту книгу, в вашем сознании постоянно прокручиваются какие-то мысли, которые отвлекают вас от чтения. Верно?

Перед людьми, рекламирующими свой малый бизнес, стоит нелегкая, но занимательная задача, — заставить людей на время забыть о своих заботах и услышать то, что мы хотим им сказать. Если читателя хорошенько не встряхнуть, оставить его погруженным в собственные мысли, все написанное вами, как говорится, в одно ухо войдет, а из другого выйдет. Хорошо еще, если в одно ухо все-таки войдет!

Как вывести читателя из этого тревожного состояния? Цитата, репортаж, статистическая выкладка, заголовок, имя - все это может вызвать интерес читателя к вашей рекламе. Важно, однако, чтобы слово, фраза или изображение, пробуждающие первоначальное любопытство (назовем это "приманкой") были как-то логически связаны с текстом. Например, слово "ОГОНЬ!" в вашей рекламе, набранное в заголовке крупным курсивом, обязательно вызовет интерес. Но если огонь не имеет никакого отношения к вашему продукту или услугам, читателям это несоответствие покажется бессмысленным. "Приманка" в вашей рекламе обязательно должна иметь отношение к тому, что вы рекламируете.

Другой метод заключается в том, чтобы читатель, погруженный в свои проблемы, нашел в вашей рекламе способ их разрешения. Например, если вы обращаетесь к литераторам, вы должны учесть, что они постоянно озабочены вопросом, где и как опубликовать свои произведения. Сообщите в своей рекламе, что можете им в этом помочь - и вы сразу добьетесь их внимания. Следует задать себе вопрос: "В чем больше всего нуждается мой читатель?" или "О чем больше всего думает мой читатель?" Люди, для которых пишется реклама, наверняка имеют какие-то общие заботы, проблемы или нужды. Именно на них нужно сосредоточиться, чтобы добиться читательского внимания. В жизни люди руководствуются, прежде всего, эмоциями. Современные исследования доказывают, что мы принимаем решения, основываясь на эмоциях, и лишь затем объясняем их рационально. Обращаясь к переживаниям и волнениям своих читателей, вы адресуете свое сообщение к ним на глубинном эмоциональном уровне. И если вы делаете это успешно, ваша реклама начинает действовать как гипноз!

Дайте то, о чем вас просят

Чего хотят ваши читатели? Несомненно, им нужно найти реальное решение реальной проблемы. Им важны не средства, а цель: удовлетворение какой-то потребности. Какая в данном случае разница между средством и целью? Такая же, как между рекламой "Эта машина снабжена пневмоподушками" и "Пневмоподушки спасут вам жизнь". Первое просто констатирует факт, а второе сообщает читателю, почему этот факт для него важен.

Вашим читателям нужно то, что и другим людям: счастье, спокойная и безопасная жизнь, развлечения. Можете ли вы им это дать? Можете ли вы помочь их мечте осуществиться? Подумайте о том, что ваши читатели должны получить, а не о том, что они должны, по вашему мнению, купить. Вам, может быть, нужно продать услуги по ремонту гитар. А вашим клиентам нужно, чтобы их гитары звучали и выглядели как новые. Люди платят за конечный результат; условно говоря, не за ваш сервис по уборке квартир, а за чистую квартиру. Помните об этом. Это очень важно.

Задайте вопрос, подразумевая нужный вам ответ

"Хотели бы вы научиться писать легко и свободно?" Если вы правильно обращаетесь к своей аудитории, ответ без сомнения будет "Да!"

"Если мы предложим вам купить новую машину, заработать на которую можно за месяц, согласитесь ли вы ее купить?" - "Да!"

"Предлагаем маркетинговую стратегию, гарантирующую рост прибыли. Вы заинтересованы?" — "Конечно!"

Другой, еще более надежный, способ - задавать вопросы, заставляющие читателя найти ответ в рекламе. Другими словами, вместо того, чтобы спросить: "Если бы я помог вам решить ваши проблемы с бухгалтерским учетом, наняли бы вы меня?", можно задать вопрос: "Как вам лучше всего решить проблемы с бухгалтерским учетом?"

Красочные описания

Исследования доказывают, что мы мыслим образно. Опишите свое предложение живо и детально. Расскажите покупателям, что они увидят, услышат, ощутят и почувствуют, когда, например, начнут пользоваться вашим новым миксером. Нарисуйте словами яркую картину, пусть читатели представят себе все как наяву. Пусть они войдут в роль и проникнутся чувствами, которые они испытают, если приобретут то, что вы им предлагаете.

Секрет такого подхода заключается в том, что читатель в точности узнает, какую пользу он получает от своей покупки. Пусть он реально ощутит эту пользу.

Приведем пример:

"Когда вы включите свой компьютер, на экране возникнет надпись "Thoughtline" и появится приветствие, обращенное лично к вам. Затем компьютер станет задавать вам вопросы по вашему проекту. Вы будете отвечать на них и, основываясь на своих ответах, Thoughtline предложит новые вопросы. Вообразите, как это здорово — по-настоящему разговаривать с компьютером!"

Не правда ли, легко вообразить?

Напомните людям об их проблеме и предложите решение

В конце рекламного объявления напомните своим читателям об их проблеме. Помните об эмоциональном обращении к читателям, которое мы обсуждали ранее. Например: "Если вам надоело получать отказы от издателей, закажите мою книгу сегодня, и у вас закончатся неприятности".

Марри Рэйфл, один из авторов книги "Великое похищение умов", утверждает, что страх — одна из самых сильных эмоций, побуждающих к действию. По его мнению, "страх потери самой возможности что-либо приобрести - чувство намного более сильное, чем желание получить пользу от приобретения". Я вовсе не призываю вас эксплуатировать эмоции страха и опасения у читателей с тем, чтобы заставить их действовать в нужном вам направлении, но я предлагаю напомнить читателям, что у них есть проблема, а у вас - ее решение.

Если вы предлагаете зубоврачебные услуги, мягко напомните своим клиентам, что если они вовремя не вылечат свои зубы, то позднее столкнутся с довольно серьезными проблемами: боль усилится, а цена за лечение вырастет. Будьте осторожны с отрицательными эмоциями в своей рекламе. Грубые запугивания не нравятся покупателям. Предложите конечный результат, но при этом тактично дайте понять, какие неприятности ждут читателя, если он не купит ваш товар.

Предлагайте только то, что купили бы сами

Это, пожалуй, самое важное правило. Мы приводим его в самом конце, потому что прочитанное в конце запоминается лучше всего. Нельзя продавать то, что вы сами никогда не купили бы. Это - основополагающее правило убеждения в рекламе.

Как вы сможете продавать машины, за руль которых сами бы не сели, книгу, которую не читали, или компьютерную программу, которой не пользуетесь? Это невозможно! Если вы сами убеждены в ценности и необходимости своей продукции, ваш энтузиазм и убежденность обязательно передадутся покупателям. Эмоциональные обращения к читателям и всевозможные другие приемы бессмысленны и напрасны, если вы сами не верите в нужность того, что рекламируете. В этом случае вообще не стоит браться за написание рекламного объявления.

Следуйте всем правилам, указанным выше, думайте о своих клиентах и их эмоциональных реакциях и пытайтесь говорить с ними языком, который не оставит их равнодушными. Тогда ваша реклама получится убедительной и, как мы назвали это ранее, "гипнотической".

Автор Джо Витале